Искусство у Курского вокзала

14 Сентябрь 2012

"Недвижимость. Стены бизнеса", приложение к газете "Ведомости".
Выпуск №7.
Сентябрь, 2012.
Александр Балабин, управляющий партнёр в SEVERIN GROUP.
Комментарии в статье "Искусство у Курского вокзала".
Автор: Светлана Данилова.
Рубрика: "Анатомия проекта".
Страница: 11.


Анатомия проекта: искусство у курского вокзала

Самый первый арт-кластер Москвы сменил уже не одно помещение за 10 лет. Но теперь, вероятно, нашел место под солнцем надолго. На Нижней Сыромятнической улице, по соседству с "Винзаводом", живет яркой и активной жизнью квартал дизайнеров и архитекторов Artplay. Таким образом, маргинальная территория неподалеку от Курского вокзала, заполненная сомнительными личностями, стала популярным местом встреч креативного столичного класса.

Александр Балабин, партнер Severin Group: – Проекты, подобные Artplay, отличаются четким отбором арендаторов, сознательной работой с аудиторией определенной профессиональной группы, формированием предложения под ее (группы) ожидания, "игра в клановость", подсаживание на разного рода приятные подробности.

Берем не всех

"У вас есть знакомые в Artplay? Мы никак не можем там найти небольшое помещение под дизайн-бюро" — такой вопрос журналисту "Ведомостей" задают нередко. На помещения этого первого в Москве арт-кластера существует лист ожидания из желающих.

"Но далеко не все желающие могут стать нашими арендаторами, — комментирует Алина Сапрыкина, арт-директор Центра дизайна Artplay. — Важно, чтобы компания отвечала концепции нашего пространства, занималась деятельностью, интересной нашему проекту".

"Стараемся привлекать прямых производителей или их дистрибуторов, чтобы было как можно меньшее количество перепродавцов", — добавляет руководитель Artplay Сергей Десятов.

Сейчас в центре дизайна расположилось более 300 архитектурных бюро, дизайн-студий и шоурумов. Руководство Artplay предпочитает называть их не арендаторами, а партнерами.

"Творческая атмосфера помогает легче и приятнее расстаться с деньгами", — шутит Десятов.

"Центр дизайна — это не только место, это еще и сообщество, — уверена Алина Сапрыкина. — Мы анализировали предпочтения наших потенциальных арендаторов, оказалось, что для людей важны нематериальные факторы, им нравятся какая-то особая атмосфера, похожесть на Европу, сам язык общения между людьми".

В перспективе Сергей Десятов, один из идеологов и вдохновителей проекта, хочет сделать из Центра дизайна своеобразный знак качества, чтобы "сидеть в Artplay было круто".

Арт-управление заводом

Первая галерея Artplay занимала всего 600 кв. м в помещении на Миусской площади и представляла собой магазин и арт-бюро, где проходили выставки.

"Потом все стали использовать эту идею, даже в кафе теперь проводят выставки и детские мастер-классы", — говорит Алина Сапрыкина.

Из-за недопонимания с арендодателем команда Десятова была вынуждена съехать на ул. Тимура Фрунзе. Там в бизнес-центре "Красная Роза" они арендовали почти 10 000 кв. м: себе оставили 1000 кв. м, остальное раздали в субаренду архитекторам и дизайнерам — "фактически нашим друзьям", говорит Десятов.

"В том огромном, удивительном, с высоченными потолками пространстве мы уже проводили совсем другие эвенты, — говорит Алина Сапрыкина. — В бывшем фабричном цехе, где раньше катались вагонетки, сами собой напрашивались выставочный зал и сцена. И там стали проводиться мероприятия типа презентации альбома Земфиры, показов оперы Майкла Наймана или выставок "бумажного" архитектора Юрия Аввакумова".

В 2003 г. окончательно оформилась и концепция проекта Artplay. Десятов, сам по образованию архитектор, работал в разных, как он говорит, "околоархитектурных бизнесах", связанных с продажей материалов, мебели, проектированием: "Появилось знание рынка, видение, как он работает и как можно создавать добавочную стоимость".

Бизнес-стержень проекта — ориентация на творческих людей, которым тем не менее не чужды земные вещи вроде плитки и, пардон, унитазов.

"Рынок дизайна, интерьера и архитектуры — он огромный. Вещи элитного сегмента покупаются не клиентом, а архитектором и дизайнером", — рассказывает Десятов. Поэтому его компания приглашает в Artplay как можно большее число специалистов, завлекая их разными путями (мероприятиями, выставками, дешевой арендой мастерских), а потом зовет фирмы, которые могут выстроить на этих специалистах торговый бизнес. Так на площадке возникают шоурумы отделочных материалов, офисы инженерных компаний и проч. "У всех арендаторов общий клиент", — отмечает Десятов.

Artplay заехал в бывший завод "Манометр" в 2007 г. В то время промкорпуса на Яузе, у железной дороги, сдавались в аренду как офисы класса С-.

"Было бессистемно, некрасиво, какие-то кабинетики из гипсокартона, цеха с неразобранным оборудованием, а хозяевам (группе "Аллтек") хотелось более эффективного использования", — вспоминает Десятов. Владельцы площадей заключили договор с командой Artplay, и начался другой процесс развития территории.

В 2007 г., делится Десятов, "мы тут все сломали, но ничего не построили — закончились деньги". По его словам, со стороны владельцев было обязательство профинансировать реконструкцию, но "в [кризисном] 2008 г. оно как-то само собой рассосалось". Сейчас управляющая компания обустраивает площадку без внешнего финансирования, используя денежные потоки, нарабатываемые самим проектом, и привлекая банковские кредиты.

Алина Сапрыкина: Мы создаем, по сути, торгово-офисный и творческий центр на одной площадке. "Винзавод" создан по иному принципу. Там арендаторы – в основном галеристы. Они зависят от спроса на современное искусство. Мы не занимаемся продажей искусства.

Ломаем лишь внутри

Уже реконструировано две трети помещений из общей площади 75 000 кв. м. Всего на промтерритории 11 строений, семь — больших. Из них несколько выставочных залов общей площадью 6000 кв. м.

"Ломаем здания лишь внутри. Мы бережем старую архитектуру — это часть концепции", — отмечает Десятов.

Сдано почти столько же. Минимальный блок в аренду — от 18 кв. м, средний блок — 100-200 кв. м. Аренда приносит почти 100% дохода, но компания "научилась немного зарабатывать и на наружной рекламе", радуется руководитель Центра дизайна.

Ставки разнятся для разных групп арендаторов. Для торговых клиентов помещения стоят на 30% дороже, чем, к примеру, для дизайнерских бюро. Новые помещения сдаются по 20 000 руб. за 1 кв. м в год, цена для льготников — 15 000 руб. за 1 кв. м в год.

"Торговым арендаторам мы тоже даем возможность привыкнуть к месту, обрасти клиентами и в течение первых трех лет повышаем ставку только на 10% в год. Потом проходит перезаключение договоров, и мы подписываем контракт практически заново", — уточняет Десятов.

В Artplay сдаются помещения под свадьбы, корпоративы, но "мы стараемся отбирать эвенты, просто свадьба — неинтересно, надо поддерживать уровень мероприятий", — продолжает он. Недавно, вспоминает Десятов, в большом выставочном зале проходила архитектурная свадьба. События фестивального масштаба в Artplay проходят несколько раз в год, а два раза в месяц как минимум — достаточно значимые выставки и другие мероприятия. Крупные проекты планируются в Центре дизайна за год — за два. Арт-проекты являются локомотивом развития территории.

На территории центра есть четыре кафе, кулинария. Зимой на крыше одного из зданий заливается каток. В перспективе на территории Artplay планируется сделать гостиницу для клиентов, которые приезжают в Москву из регионов.

Творческие люди приглашаются в Artplay в первую очередь. Затем подтягиваются торговцы. Ставки аренды для тех и других разнятся.

В перспективе на территории Центра дизайна появится гостиница для клиентов из регионов. Сейчас на площадке работают выставочные залы, мини-типографии, а также несколько кафе, кулинария, где можно не только купить, но и разогреть еду. Не хватает отделения банка и спортивных секций, кроме существующего йога-центра.

Выход за границы

У команды Artplay есть авантюрная, как признает Десятов, идея — объединить несколько творческих кластеров в одну большую арт-зону площадью 150 га. Даже название уже придумано — "Арт-квартал".

"Когда вы прикреплены к своей территории, вы ничего [вокруг нее] делать не можете. И рождается желание вылезти за свои пределы и как-то облагородить окружение, — рассказывает Десятов. — К нам идут киношники, рекламщики, хотелось бы их "селить" по соседству".

В конце лета министр культуры Москвы Сергей Капков заявил о разработке общего пешеходного и веломаршрута, который объединит Artplay, "Винзавод" и "Флакон".

Проходит время создания арт-кластеров как замкнутых систем, считает Алина Сапрыкина. Хотя допускает, что еще могут появиться новые кластеры с какой-то специализацией, например отдельный центр для кино "со всякими там монтажными, студиями, павильонами — такой современный огромный "Мосфильм". Или большой студенческий городок, где находилось бы несколько больших вузов, а также другие образовательные заведения".

"Есть еще ниши, где люди могут объединиться по какому-то принципу, — полагает она. — А что делать уже сложившимся, как мы? Создав особую историю в себе, мы можем двигаться за пределы своей территории, влиять на облик города в целом, а также на то, чтобы жизнь в глобальном смысле менялась к лучшему".